С фото / Знакомство с новой игрушкой

Как познакомить детей с новой игрушкой

Знакомство с новой игрушкой 1

КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НОВОЙ ИГРУШКОЙ

Как же вызвать у детей интерес к игрушке и к общению со взрослым?

Когда взрослые знакомятся с психологическими характеристиками ребенка второго года жизни, они обращают внимание на то, что детей этого возраста отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, в стремлении исследовать все, что они видят, в сосредоточенности на действиях с предметами. Это действительно так, но в большинстве случаев любознательность у ребенка данного возраста проявляется в процессе самостоятельной деятельности, когда это связано с "запретными" занятиями в присутствии хорошо знакомых и любимых им взрослых.

Что касается специального образовательного и развивающего содержания, то взрослые постоянно сталкиваются с тем, что малыш не в состоянии на чем-либо сосредоточиться. И даже если удается "заполучить" внимание ребенка, то на столь кратковременный срок, что взрослый теряется, не реализовав и малой части задуманного. Поэтому.

Чтобы привлечь внимание детей, не следует говорить: "Дети, подойдите ко мне – мы будем заниматься". Таким способом организованное внимание детей является "рабским". Ребенок подавлен силой авторитета взрослого, но качество такого внимания крайне низкое. Эмоциональное состояние детей раннего возраста целиком зависит от условий их жизни и воспитания. Задача педагога и родителей – развивать большую устойчивость деятельности за счет интересной мотивации, сюрпризного момента, потому что именно эмоциональное состояние ребенка имеет огромное значение для его психического развития. Поэтому не волевым усилием, а неожиданной радостью восприятия нужно привлекать внимание детей: например, издать звук, предложить прислушаться и найти в группе того, кто мяукает, кукарекает, лает, пищит и т. п. или внести красивую корзину, коробку, прикрытую чем-то, и заинтриговать детей ее содержимым.

Эффективным приемом привлечения внимания малышей являются действия самого взрослого с игрушками, без предварительного объяснения и приглашения детей к участию в игре. Например, педагог вносит в группу корзину и делает вид, что хочет там отыскать что-то. Но неожиданно из корзины появляется мордочка щенка. Взрослый выражает радость и недоумение, обращается к детям за помощью и советом.

Разговаривая с ребенком в первом полугодии второго года жизни, нужно максимально сближать слова и обозначаемые ими действия с предметами, т. е. устанавливать непосредственную связь первой и второй сигнальной системы.

До 1 года и 2 — 3 месяцев одни и те же игрушки нужно называть заранее определенными одинаковыми словами. Например, игрушечную кошку называть "кисой", а не кисонькой в одном случае, а кошкой – в другом.

Начиная с 1 года и 5 — 6 месяцев, для уточнения и различения однородных игрушек следует словами подчеркивать различие и сходство (зайчик большой и зайчик маленький и т. п.)

Наиболее действенной является речь взрослого, обращенная к малышу. Индивидуальное обращение способствует концентрациивнимания детей, и, кроме того, содержание речи легче приспособить к уровню развития каждого конкретного ребенка.

При знакомстве детей с игрушкой важно, чтобы взрослый обязательно "представил" ей каждого ребенка. ("Киса – это Ванечка. Я люблю Ванечку. Скажи, киса, Ванечке, "Здравствуй, Ванечка!", а Ванечка тоже скажет: "Здравствуй, киса!")

Взрослый активно поддерживает любые действия малыша относительно игрушки, что является одним из основных стимулов в овладении ребенком предметной деятельностью и в формировании у него познавательной активности. Например, если ребенок захочет взять игрушку в руки, погладить ее, сжать, произвести какие-то манипулятивные действия, не следует ограничивать его в этом.

Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми он познакомился, и желания продолжать заниматься и играть с ними, является умение взрослого "обустроить их жизнь" в группе. Для игрушек, изображающих домашних животных, можно выделить специальные места с подстилками, лежаками и т. п. Для диких животных лучше создать "уголок леса". С этой целью советуем использовать маленькие искусственные елочки, плоскостные деревья и др. Можно поселить игрушки в домике-теремке, который взрослый собирает из строительного материала в присутствии детей или построить для каждого из игрушечных животных по домику. Важно, чтобы за игрушками закреплялись определенные места и дети легко находили их по памяти.

Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей

В работах отечественных и зарубежных ученых, убедительно показано, что сенсорное развитие ребенка, с одной стороны составляет фундамент его общего умственного развития, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности и успешного обучения в школе, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном развитии маленького ребенка заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными и выработать отношение к ним. Поэтому на каждом возрастном этапе стоят особые задачи, при решении которых формируется определенное звено сенсорной культуры.

При воспитании детей второго года жизни сенсорному воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте он крайне нуждается в богатстве и разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов. Известно, что в младенчестве и раннем детстве в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают "сенсорный голод", последствия которого наносят невосполнимый ущерб общему развитию и даже приводят к его задержке. Поэтому, располагая комплектом игрушек, специально подобранных учеными для эффективного развития ребенка, родители и педагоги должны воспользоваться им в полной мере.

На втором году жизни у детей начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. При этом недопустимо ограничивать восприятие ребенка какими-то рамками. Например, знакомить двухлетнего малыша только с двумя или четырьмя цветами и одной – двумя формами. Другое дело, что от маленьких детей не следует добиваться запоминания и употребления названий цветов, форм. Исключение составляет ознакомление с величиной предметов, которая не имеет "абсолютного" значения и воспринимается только в сравнении с другой величиной. Игрушка оценивается как большая по отношению к такой же другой, которая является маленькой.

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильные представления об этих свойствах, от взрослых требуются определенные усилия и умение владеть специальными приемами работы с детьми.

Сопоставлять предметы по форме, величине и устанавливать их совпадение или несовпадение дети не могут зрительно. Поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.

Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если малыши располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики, но надо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: для зеленой лягушки нужен зеленый бантик, для белого зайчика – белый и т. п. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать бантик – приложить его к игрушке.

Подбор и группировка предметов по каким-либо свойствам требует от малышей большой сосредоточенности, умения выделять из других и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль взрослого состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца. При этом часто создается впечатление, что играют не дети, а взрослый. Но это нормальное положение дела, потому что вдруг в какой-то момент, возможно, 2 — 2,5 годам, окажется, что ребенок способен самостоятельно справиться с поставленной задачей.

С целью накапливания представлений о цвете, форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем предлагаются цветные изображения этих же игрушек и дети учатся узнавать их.

Побуждение детей сопоставлять предметы по величине и понимать слова "большой" и "маленький" является важной задачей для педагога. Для ее решения, можно использовать интересные игровые приемы. Например, нужны две коробки, маленькая и большая, в каждой из которых прорезаны двери разного размера. В одной коробке двери маленькие, позволяющие "пройти" только мелким игрушкам, а в другой коробке дверь большая – для крупных.

Вначале взрослый вносит коробку с маленькой дверью и создает проблемную ситуацию. Маленькие животные легко проходят в дверь, а большим игрушкам просто невозможно в нее протиснуться. Тогда педагог говорит детям, что домик с маленькой дверью для маленьких животных, а для больших нужен другой дом – большой и с большой дверью. Затем вносится большая коробка с большой дверью и педагог помогает детям организовать вход больших зверей в домик. После этого взрослый извлекает всех животных из домиков и вновь организует "проход" их в домики с учетом того, какие они – большие или маленькие. Такая игра проводится с детьми не менее 5 — 7 раз. Для закрепления полученных представлений можно провести занятие с разными воротами: маленькими – для маленьких игрушек и большими –для больших, которое проводится 3 — 4 раза.

Эта задача может быть усложнена следующим образом. С детьми может быть проведено занятие, направленное на развитие у них понимания слов "длинный", "короткий", "узкий", "широкий". Для этого могут использоваться детали от крупного строительного набора, с помощью которых строятся два мостика с разными проходами узким и широким. Занятие проводится 5 — 6 раз.

В результате таких игровых занятий у детей формируется умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине; дети учатся понимать слова "такой", "не такой", "большой", "маленький", "узкий", "широкий".

Одной из распространенных трудностей, которые испытывает большинство детей второго года жизни, является подбор колец пирамидки. Наблюдения за поведением малышей по ходу экспериментальных занятий убедительно показали, что задача подбора колец пирамидки в значительной степени облегчается, если проводить игру, в процессе которой все игрушки "строятся по росту". Для того, чтобы "построить" игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов. Поэтому делать это нужно как можно чаще.

Интерес представляют и такого рода действия с игрушками, когда дети надевают на них "украшения". Так, например, развитию фонематического слуха способствуют игры, когда игрушки украшаются бусами и бантиками, а побуждать детей фиксировать внимание на форме предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.

Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество и различия цветов и понимать слова "цвет", "такой", "не такой", "разные" – помогут игры, при проведении которых игрушкам могут "предлагаться" предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть только три зеленого цвета: для лягушки, рыбки с зеленым хвостом и попугая с зелеными перьями. Белые тарелки достаются гусю и зайчикам и т. п.

Методика проведения игр с игрушками

Сюжетная игра детей второго года жизни длится недолго – от 3 до 5 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следущие задачи:

- вызвать интерес к игровой деятельности;

- сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;

- способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;

- побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;

- подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой и т. п.)

Решить эти задачи несложно, если взрослые серьезно отнесутся к руководству игровой деятельностью с учетом специфики возраста ребенка.

По мнению ученых, руководство игрой детей до полутора лет заключается в обучении их разнообразным действиям с игрушками путем прямого показа (покормить собачку или кошечку, уложить спать гуся и т. п.). При этом все действия взрослого обязательно сопровождаются словами.

Во втором полугодии 2 года жизни взрослые должны все больше применять словесную инструкцию, ориентируясь на уже имеющийся опыт детей. (Взрослый говорит: "Покорми кошечку, дай ей в мисочке кашку".)

Действия с игрушками в начале второго года жизни являются лишь подражанием тому, что ребенку много раз показывал взрослый, а после полутора лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления об игровых действиях. Дети "кормят" не только то животное, которое "кормил" взрослый – они совершают это игровое действие по отношению ко всем игрушкам. При этом, малыш в своей игровой активности может "покормить" стул, книжку и т. п.

Во втором полугодии 2 года жизни развитие игры идет в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать. При этом малыш уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает.

Второй год жизни характеризуется бурным развитием понимания речи. Ребенок начинает понимать все большее количество названий предметов, действий, многих обращений к нему, Достаточно 2 — 3 раза показать предмет и назвать его, как малыш уже усваивает его название и по заданию взрослого покажет на него пальчиком или принесет его. Поэтому совместную со взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.

Прежде чем взрослый начнет игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально-положительный контакт.

Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым.

Наблюдая за игрой ребенка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет.

Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивные действия малыша (если ребенок просто катает машинку, то можно попросить его покатать игрушку).

В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом. Хотя воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте малыши способны понять, как можно угостить куклу "понарошку", поднося к ее рту лишь пустую щепотку.

Игровые действия взрослого могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т. п.

Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты. Во время приема пищи взрослый может посадить на стульчик рядом с детьми собачку, сову или другую игрушку и она будет "кушать". Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т. п. можно также организовать участие игрушек в этом процессе.

Использование игрушек для эстетического развития детей

Общеизвестно, что для полноценного развития ребенка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением со взрослыми.

Устная детская поэзия обладает своими неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют ее как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Многие исследователи справедливо определяли своеобразие детского фольклора, прежде всего, его педагогической направленностью. "Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересов ребенка, умели считаться с его возрастом. В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма была доступна ребенку определенного возраста… Изучая народное творчество для детей, можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения за психологией детства". К сожалению, в настоящее время фольклорные произведения "отдаляются" от детей раннего возраста все больше и больше. В результате специального изучения, проведенного среди родителей детей раннего возраста в разных регионах России, было установлено, только две потешки из фольклорного репертуара для детей раннего возраста используются большинством из них: это "Сорока-ворона" и "Коза рогатая". Предлагаем ещё одну потешку с использованием игрушечного медведя и тазика с водой.

Пришел медведь к броду

Уж он мок, мок, мок.

Уж он кис, кис, кис.

Встал на колоду –

Уж он мок, мок, мок…(и можно начинать с начала).

Нам хотелось бы обратить внимание родителей и педагогов на то, сколько радости взрослый может доставить ребенку, действуя с резиновым медведем при игре с водой, а также на то, каким бесценным арсеналом педагогических средств располагает эта простенькая песенка для развития малыша (словарная работа, развитие фонематического слуха, стремление к подражанию и воспроизведению звуков, слов).

Взрослые должны читать как можно больше сказок и рассказывать их детям. При этом не следует бояться того, что та или иная сказка может надоесть ребенку. От однообразия устают взрослые, а дети обожают многократные, бесконечные чтения одного и того же произведения.

Разнообразить чтение или рассказ взрослые могут путем драматизации с помощью комплекта игрушек. Но недопустимо чтение подменять драматизацией, потому что восприятие текста на слух обладает особым развивающим эффектом.